|
Однообразный
и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")
Танец австрийского происхождения. Был известен
как народный еще в XVI в. Бальная публика
заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в
поставленной в Вене опере "Редкая вещь, или
Красота и добродетель" композитора В.
Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар.
Первоначально вальс танцевали довольно
медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что
во время танца кавалер брал даму за талию, было
очень необычным на взгляд человека XVIII в. - ведь в
большинстве танцев той эпохи партнеры
соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за
этого поначалу многие сочли вальс
"безнравственным" танцем.
Когда он появился в России, ни Екатерина II,
ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна
его не одобрили. Взойдя на престол, Павел
специальным указом запретил танцевать вальс в
России, и вплоть до самой смерти его жены (а
умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога
вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына
Марии Федоровны - и Александр I, и Николай I - не
осмеливались перечить матери.
Зато на частных балах после Отечественной
войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев.
В особую моду его ввел Венский конгресс {1814-1815), на
котором решалась судьба Европы, Днем дипломаты
решали важные проблемы послевоенного
устройства, а вечерами вели активную светскую
жизнь и танцевали на балах, где вальс был
коронным танцем. Много людей съехалось тогда в
Вену: короли и императоры, целые европейские
дворы, журналисты и писатели, великосветские
красавицы, и все с упоением вальсировали.
Естественно, что участвовавшие в Конгрессе
русские привезли вальс в Петербург.
Еще довольно долго репутация вальса
оставалась сомнительной. "Танец сей, в
котором, как известно, поворачиваются и
сближаются особы обоего пола, требует надлежащей
осторожности... чтобы танцевали не слишком близко
друг к другу, что оскорбило бы приличие",
-говорилось в танцевальном руководстве 1825 г,
(Правила для благородных общественных
танцев,изданные учителем танцеванья при
Слободско-украинской гимназии Людовиком
Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от
вальса без ума, и к этому времени без него не
обходился уже ни один провинциальный, а тем более
столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на
придворных балах, а вскоре мода на этот танец
обрела второе дыхание. В Вене появился "король
вальса" Иоганн Штраус, музыка которого
облагородила и усовершенствовала хореографию
танца. Он стал исполняться более красиво и
грациозно, а темп его еще ускорился.
К середине XIX в. европейские
путешественники признавали, что русские -
настоящие мастера вальса и танцуют его с такой
быстротой, ловкостью, почти воздушностью, каких
не выдержат ни англичанин, ни немец, ни француз.
Вальс имел множество разновидностей: венский,
английский, венгерский, вальс-мазурка,
вальс-миньон и др. На мотив вальса танцевали и
любимый в XIX в. котильон (см.).
"Король вальса" Иоганн Штраус
неоднократно посещал с гастролями Россию в 40-50-х
годах XIX в. и давал концерты в Павловске и
Петербурге. Под впечатлением пребывания в
северной столице им был написан вальс
"Прощание с Петербургом", а польку
"Ольга" композитор посвятил дочери Николая 1
великой княжне Ольге Николаевне.
|
|
|
...И бесконечный
котильон
Ее томил, как тяжкий сон.
Но кончен он. Идут за ужин...
(А.С.
Пушкин. "Евгений Онегин")
Котильоном назывался танец-игра,
популярный в XIX и начале XX в. Танцевался на мотив
вальса (см.), польки (см.) и мазурки (см,). Длился не
менее двух часов, поэтому всегда был последним
танцем бала. После котильона гости шли ужинать,
или, если бал продолжался после ужина, то и
котильон переносился на это время, а после его
завершения все разъезжались.
Возглавляла котильон пара, кавалером в
которой был распорядитель бала (см.). Именно от
этой пары зависели вид и порядок фигур, а также
общая веселость и оживленность танца. Вслед за
этой парой предложенную фигуру повторяли по
очереди - в одиночку и группами - все остальные
участники. Например, ведущие совершали по залу
тур вальса, после чего кавалер оставлял даму в
центре зала, выбирал среди танцоров еще двух
кавалеров, вместе с которыми составлял круг
возле дамы. Дама должна была выбрать из них
партнера для следующей фигуры, а остальные
танцующие пары друг за другом проделывали то же
самое.
Момент выбора одного кавалера или одной
дамы из нескольких был в котильоне самым
привлекательным. Каких только игр и фигур не
выдумывали, чтобы разнообразить и оживить этот
выбор! Танцующие то прятались за ширмами,
выставляя выбирающему только руку или даже один
палец, то подбрасывали вверх платки: поймавший
его становился партнером. Дамам и кавалерам
раздавались карты, и пары составляли те, у кого
совпадали масти. Несколько кавалеров или дам
брали себе имена цветов, месяцев, человеческих
качеств (гордость, нежность, веселость и т.п.), и
выбирающий наугад называл качество, цветок или
месяц. Были придуманы всевозможные на-грудные
значки (котильонные ордена) - два одинаковых
составляли пару; а также специальные игрушки.
Например, на большое картонное сердце
налеплялось множество (по числу танцующих пар)
маленьких сердечек. Стоило проколоть такое
сердечко, как оно раскрывалось и в нем
обнаруживались изображение цветка, эмблема или
какое-либо слово. Кавалерам заранее раздавались
карточки с изображением этих цветов, эмблем или
слов. Стоило даме специальной стрелой пронзить
сердечко, как она обретала пару по открывшемуся
изображению. Всевозможные котильонные игрушки:
разноцветные бумажные трубочки, ленточки, банты,
букетики искусственных цветов, картонные рыбки,
шляпы, веера, мячики и многое другое (все, что
помогало сделать котильон оживленнее) - делали в
Европе в специальных мастерских (точно так, как
делаются елочные игрушки).
Котильон предоставлял танцующим
множество возможностей для ухаживания, для
разговора о нежных чувствах, для решительного
объяснения и потому был любимейшим из бальных
танцев. Многие и ездили-то на бал только за тем,
чтобы поучаствовать в котильоне.
|
|