Маскарад | |||
Маскарадные
потехи, восходящие еще к языческим временам, были
известны на Руси с глубокой древности. Праздники
зимнего и летнего солнцестояния, Петров день,
масленица и в начале XIX в. не обходились без
ряженых. Одетые животными и птицами (медведями,
козами, волками, журавлями), а также стариками и
старухами, солдатами и цыганами, они ходили по
деревенским улицам, появлялись на молодежных
посиделках. Церковь терпела ряженье как дань
старинному обычаю, но не одобряла, как и всякое
лицедейство (даже в середине XIX в. актеры, выходя
на сцену, снимали с себя нательные кресты, чтобы
не осквернять их своим недостойным ремеслом).
Рядилась только молодежь: людям почтенным и
семейным это считалось не к лицу и зазорно.
Только Иван Грозный время от времени пренебрегал
своим высоким положением и устраивал на опричных
пирах пляски в "машкерах" (масках) и
костюмах, сам нацеплял личину и принуждал к тому
же своих приближенных. На одном из таких пиров
произошел эпизод, легший в основу известной
баллады А.К. Толстого "Князь Михаиле Репнин",
герой которой, возмутившись царским
непотребством, растоптал маску ногами и был тут
же убит за неповиновение.
Чрезвычайно любил рядиться Петр I. До наших дней сохранился его любимый маскарадный костюм голландского шкипера, который он надевал во время популярных в его время костюмированных шествий, несколько напоминавших - с поправкой на климат и место действия - современные бразильские карнавалы. Во время петровских маскарадов по улицам Москвы совершали объезд причудливых форм повозки, запряженные не только лошадьми, но и волами, козами, свиньями, даже верблюдами, а на них и вокруг них сидели, стояли, топтались и приплясывали вперемежку музыканты, придворные, певчие, царские шуты, наряженные - кто по старинке козами и медведями, кто - "в новом духе" - чертями, турками, "слугами Бахуса" (т.е. Вакха, бога вина и веселья). Были и "тематические" карнавалы, как, например, в 1721 г. в честь Ништадтского мира со Швецией, когда повозки имели вид раззолоченных галер и фрегатов с парусами, пушками, пышно разодетыми матросами-гребцами. Петр неизменно участвовал в подобных праздниках. На
протяжении всего XVIII в. устраивались подобные
маскарадные шествия. В 1763 г. Москва три дня
наблюдала за грандиозным маскарадом
"Торжествующая Минерва" (см.). XIX в. подобных
зрелищ не знал, зато со времен императрицы
Елизаветы Петровны в особую моду вошли
костюмированные балы и собственно маскарады,
когда к костюмам участников прибавляли еще и
маски. Сама Елизавета до страсти любила рядиться,
находила, что ей идет мужской костюм, и довольно
часто устраивала при дворе маскарады,
называвшиеся "Метаморфоз". На них
назначенные лично ею лица должны были являться в
одежде противоположного пола. "Правда, что нет
ничего безобразнее и в то же время забавнее, как
множество мужчин, столь нескладно наряженных, и
ничего более жалкого, как фигуры женщин, одетых
мужчинами. Большинство являлись на эти балы
злыми, как собаки", - вспоминала невольная
участница этих балов великая княгиня Екатерина
Алексеевна (будущая Екатерина II). И при Елизавете, и при сменившей" ее на престоле Екатерине II придворные маскарады устраивались довольно часто, в иные периоды чуть ли не еженедельно. При Екатерине все более популярными становились и общественные маскарады. Их устраивали обычно в театрах на Новый год и масленицу: зал превращали в танцевальный, настилая полы вровень со сценой прямо поверх зрительских кресел, а ложи отводили для зрителей. Вход на маскарад стоил примерно столько же, сколько средний театральный билет; дамы проходили бесплатно. Маска была обязательна; костюм желателен, но его мог заменить плащ-домино. По требованию полиции устроители маскарада просили снять маски и записывали "анкетные данные" у первых и последних десяти посетителей, а наутро начальник городской полиции - обер-полицмейстер - предоставлял этот список "ко дворцу". Эта традиция была установлена Екатериной II, желавшей знать, кто из ее подданных больше других любит повеселиться. Желавшие сохранить. "инкогнито" приезжали к середине вечера и уезжали задолго до его конца. Общедоступные маскарады охотно посещала Екатерина II, одевавшая обычно мужской наряд, маску и домино и приезжавшая в чужой карете. Она не только наблюдала из ложи за танцующими, но и сама принимала участие в танцах и очень любила "поинтриговать" кого-нибудь по маскарадному обычаю. Большим охотником до маскарадов был Николай I, "У себя",в Аничковом дворце, где Николай I жил еще юношей и который любил больше других своих резиденций, он устраивал балы и маскарады для узкого круга приближенных, и на них не возбранялось веселиться и дурачиться, как кому угодно. Ездил император и на общественные маскарады в оперу и в популярный в 30-40-е годы XIX в. зал Энгельгардта в Петербурге (маскарад в этом зале описан в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"). Вкус императора был законом для высшего света, и в маскарады стали ездить представители самых аристократических кругов. Многие старались подойти к императору, который всегда был без маски, и постараться его "заинтриговать". Однажды это удалось сделать его собственной дочери - Марии Николаевне, которая очень заинтересовала Николая своим умом и остроумием и сумела остаться не узнанной отцом. В 1850 г. в Москве в честь 25-летия царствования Николая I был дан роскошный костюмированный бал, участники которого нарядились в костюмы населяющих Россию народностей. Среди участников был одетый персидским царевичем семилетний князь Петр Кропоткин, будущий знаменитый революционер-анархист.
Последний период всплеска интереса к
маскарадам и костюмированным балам относится к
началу XX в. В эти годы больше всего ценилась
историческая точность костюмов, и балы сделались
"тематическими": античными, рококо, в стиле
Директории (Французская Республика в конце XVIIt
в.), этнографическими (в народных костюмах).
Участники должны были со всей полнотой передать
облик людей избранной эпохи: одежду, прическу,
украшения, обувь, научиться кланяться, как они, и
танцевать те же танцы, В 1903 г. в Зимнем дворце
состоялся грандиозный исторический бал, все
участники которого оделись в русские придворные
костюмы XVII в.: боярышень, стольников, стрельцов,
бояр и т.п., выполненных с исключительной
достоверностью и богатством. Император Николай II
и его жена Александра Федоровна приняли участие
в этом празднике, наряженные в царские костюмы XVII
в. |
|||