Балы XVIII в.
   После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей (см.) и началась эпоха балов: из бальных залов еще при императрице Анне были изгнаны табак и спиртные напитки; на смену шашкам и шахматам пришли карты. О приглашении ко двору мастеровых и матросов больше не было и речи. Придворный этикет сделался более строгим, и соблюдать его требовалось в точности. Многократно увеличилась и роскошь придворной жизни. К середине XVIII в. русское общество вполне овладело хорошими манерами и выучилось отменно танцевать, так что во всех отношениях русские балы могли теперь поспорить с любыми европейскими, а в чем-то и превзойти их.
   Танцевали в XVIII в. менуэт (см.), полонез (см.), гавот, различные контрдансы (см.). Небыстрые, эти танцы требовали тем не менее особой ловкости и грациозности движений. Анна Иоанновна и Екатерина II не очень любили танцевать и проводили время на балах за карточной игрой, хотя и любили поглядеть на танцующих. Императрица Елизавета Петровна была отменной танцовщицей и отличалась особой грацией и изяществом наряда. Именно она ввела в обыкновение появляться на каждом балу непременно в новом роскошном наряде, а сама порой дважды за вечер меняла бальные платья. Следом за Елизаветой и придворные стремились перещеголять друг друга.
   Дворянство буквально разорялось на нарядах из золотой и серебряной парчи, отделанных дорогим французским и испанским кружевом и драгоценными камнями. Елизавета сама страстно любила бриллианты и ввела их в моду при русском дворе. Даже самые небогатые придворные надевали украшения из бриллиантов, делали из них пуговицы, пряжки на обувь, вставляли в трости и табакерки. Некоторые вельможи даже волосы посыпали бриллиантовой пудрой. Подобная роскошь вызывала настоящую оторопь у иностранных путешественников, не привыкших ни к чему подобному.

   Специальными указами Елизавета предписывала придворным, в костюмах какого фасона и цвета им следовало являться на тот или иной бал. Дамам строго-настрого запрещалось одеваться и причесываться так, как это делала сама императрица, поэтому они заранее наводили справки о том, что будет надето на государыне, чтобы не ехать потом домой переодеваться, Ослушниц Елизавета могла и наказать - собственноручно обрезать "неправильно" причесанные волосы, сорвать отделку или цветок с груди.
   Извещать о балах стали уже не барабанным боем, а специальными, заранее присылаемыми письменными приглашениями. Самый большой зал отводился под танцы. Здесь почти не было мебели - только стулья и кресла вдоль стен, на которых сидели нетанцующие и дожидающиеся своей очереди танцоры. Несколько гостиных в доме отводили специально для игроков в карты - это было основное занятие для нетанцующих гостей. В этих комнатах ставили специальные раскладные ломберные столы для игры в карты. Еще несколько комнат обставляли мягкой мебелью и предназначали для тихой беседы
   Время от времени лакеи обносили гостей прохладительными напитками: лимонадом, оршадом - питьем из миндального молока - и даже простым квасом и морсом, а также сластями и фруктами. В одной из гостиных можно было выпить чаю. Ужин сервировали в отдельном помещении или в том же зале, где танцевали. Для этого после окончания танцев из зала "выпроваживали" гостей и вносили в него полностью накрытые столы. После этого хозяин дома подавал руку самой почетной гостье, хозяйка - знатнейшему гостю, и следом за ними попарно все придворные отправлялись ужинать.
   Помимо придворных балов, в XVIII в. большой роскошью и изобретательностью отличались балы в домах частных лиц -графа Разумовского, князя Потемкина-Таврического, князя Юсупова, графа Орлова и др. Ближе к концу XVIII столетия появились и общественные балы.

  Детские балы XVIII в.
                  Учитель танцев.Устраивались в конце XVIII - в XIX в. специально для подростков (отроков) 13-16 лет, которые еще не выезжали в свет. Детские балы, или детские праздники, как их еще называли, организовывались либо в знатных семьях по случаю именин кого-либо из детей или других подобных событий, либо известными танцмейстерами, например П.А. Иогелем (см.) в общие праздничные дни: на Новый год, масленицу и т.п. Кроме подростков, которых среди приглашенных было большинство, на такие балы приезжали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он приглашал на детский праздник всех своих бывших учеников. Это позволяло девушкам потанцевать с "настоящими" кавалерами, а молодым людям приглашать на танец взрослых дам и таким образом потренироваться и в танцах, и в знании бального этикета, и в умении поддержать беседу.
   Детские балы начинались и оканчивались раньше обычных съездов, так что взрослые гости могли прямо оттуда поехать в театр, а затем на большой бал. Посетителем детских праздников А.С. Пушкин сделал своего Евгения Онегина, да и сам поэт бывал на них частым гостем.
  Живые картины.
   Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.
   Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям -плащу, короне и т.п. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно.

   За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки - дети хозяев дома, их родственники и друзья.

Home   Up

 

Hosted by uCoz