Балы XVIII в. | |||
После смерти Петра I в России закончилась эпоха
ассамблей (см.) и началась эпоха балов: из бальных
залов еще при императрице Анне были изгнаны
табак и спиртные напитки; на смену шашкам и
шахматам пришли карты. О приглашении ко двору
мастеровых и матросов больше не было и речи.
Придворный этикет сделался более строгим, и
соблюдать его требовалось в точности.
Многократно увеличилась и роскошь придворной
жизни. К середине XVIII в. русское общество вполне
овладело хорошими манерами и выучилось отменно
танцевать, так что во всех отношениях русские
балы могли теперь поспорить с любыми
европейскими, а в чем-то и превзойти их. Танцевали в XVIII в. менуэт (см.), полонез (см.), гавот, различные контрдансы (см.). Небыстрые, эти танцы требовали тем не менее особой ловкости и грациозности движений. Анна Иоанновна и Екатерина II не очень любили танцевать и проводили время на балах за карточной игрой, хотя и любили поглядеть на танцующих. Императрица Елизавета Петровна была отменной танцовщицей и отличалась особой грацией и изяществом наряда. Именно она ввела в обыкновение появляться на каждом балу непременно в новом роскошном наряде, а сама порой дважды за вечер меняла бальные платья. Следом за Елизаветой и придворные стремились перещеголять друг друга. Дворянство буквально разорялось на нарядах из золотой и серебряной парчи, отделанных дорогим французским и испанским кружевом и драгоценными камнями. Елизавета сама страстно любила бриллианты и ввела их в моду при русском дворе. Даже самые небогатые придворные надевали украшения из бриллиантов, делали из них пуговицы, пряжки на обувь, вставляли в трости и табакерки. Некоторые вельможи даже волосы посыпали бриллиантовой пудрой. Подобная роскошь вызывала настоящую оторопь у иностранных путешественников, не привыкших ни к чему подобному.
Специальными указами Елизавета предписывала
придворным, в костюмах какого фасона и цвета им
следовало являться на тот или иной бал. Дамам
строго-настрого запрещалось одеваться и
причесываться так, как это делала сама
императрица, поэтому они заранее наводили
справки о том, что будет надето на государыне,
чтобы не ехать потом домой переодеваться,
Ослушниц Елизавета могла и наказать -
собственноручно обрезать "неправильно"
причесанные волосы, сорвать отделку или цветок с
груди. |
|||
Детские балы XVIII в. | |||
![]() Детские балы начинались и оканчивались раньше обычных съездов, так что взрослые гости могли прямо оттуда поехать в театр, а затем на большой бал. Посетителем детских праздников А.С. Пушкин сделал своего Евгения Онегина, да и сам поэт бывал на них частым гостем. |
|||
Живые картины. | |||
Популярное молодежное бальное
развлечение конца XVIII - начала XX в. Особенно
распространено оно было на семейных балах и
вечерах. Показывали живые картины перед танцами
или в перерыве между ними. Они требовали
подготовки и репетиций, поэтому готовились
заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из
членов семьи. Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям -плащу, короне и т.п. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление
показывали от трех до пяти живых картин, в
которых принимали участие в основном молодежь и
подростки - дети хозяев дома, их родственники и
друзья. |
|||