Полонез | |||
Бальный танец-шествие. В
переводе с французского -польский танец.
Исполнялся на балах с начала XVIII в., но особенную
популярность приобрел в России со второй
половины XVIII в. - в царствование Екатерины II. С
этого времени им традиционно начинали всякий
бал. Исполнять полонез было нетрудно: его основу
составляют плавные и мягкие движения -два шага, а
на третьем небольшое приседание. В танец входили
также реверансы (см.) и поклоны. Можно определить
полонез как мерную, изящную, требующую строгого
ритма прогулку под музыку. Несмотря на видимую
простоту, ни один танец не требовал такой строгой
осанки, горделивости и собранности, как полонез.
Когда парадно одетые гости с важностью под
торжественную музыку шествовали по залу, это
была своего рода выставка блеска, пышности и
знатности. В XIX столетии наибольшей популярностью пользовались полонез М. Огинского "Прощание с родиной", часто исполняемый до сих пор. полонез О. Козловского "Гром победы, разда^' вайся!", а также полонез из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М.И. Глинки и полонез П.И. Чайковского из оперы "Евгений Онегин".
|
|||
Контрданс | |||
Бальный танец XVIII и XIX вв.
Название происходит от английского country dance -
сельский танец. Во Франции этот 'танец называли
кадриль, что в переводе означает четыре пары -
именно столько танцующих первоначально
исполняли его на балах. Оба названия
употреблялись в русском бальном обиходе. В XIX
в. контрданс танцевали в две линии, но по-прежнему
четным количеством пар. Этот сравнительно
медленный танец служил хорошей передышкой между
быстрыми польками (см.), вальсами (см.) и мазурками
(см.), поэтому за время бала танцевалось несколько
кадрилей. Распорядители танцев (см.) старались
разнообразить их, придумывая все новые и новые
фигуры. Движения танца к этому времени настолько
упростились, что были вполне доступны даже
человеку, почти не учившемуся танцевать. Это
вызывало неудовольствие пожилых людей,
помнивших грациозные движения старинного
контрданса времен их молодости:
|
|||
"Данила Купор" | |||
Танец, популярный в России во второй половине XVIII в. Представлял собой одну из фигур контрданса (см.); танцевался в умеренно-быстром темпе четным количеством пар. Вобрал некоторые черты русских народных танцев. Наиболее яркое описание "Данилы Купора" находим в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": "...заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка... Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела танцевать... Только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало... Граф, все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движениях плеч при округлении рук в поворотах и притоптываниях производила не меньшее впечатление... Пляска оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею Дмитриевной... Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернул свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло взмахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота".
|
|||