Полонез

   Бальный танец-шествие. В переводе с французского -польский танец. Исполнялся на балах с начала XVIII в., но особенную популярность приобрел в России со второй половины XVIII в. - в царствование Екатерины II. С этого времени им традиционно начинали всякий бал. Исполнять полонез было нетрудно: его основу составляют плавные и мягкие движения -два шага, а на третьем небольшое приседание. В танец входили также реверансы (см.) и поклоны. Можно определить полонез как мерную, изящную, требующую строгого ритма прогулку под музыку. Несмотря на видимую простоту, ни один танец не требовал такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез. Когда парадно одетые гости с важностью под торжественную музыку шествовали по залу, это была своего рода выставка блеска, пышности и знатности.
   В отличие от других бальных танцев, в полонезе принимали участие все приглашенные на бал гости, независимо от возраста, а в первой паре танцевал хозяин с наиболее знатной и уважаемой дамой. Довольно часто, если позволяли размеры помещения, процессия в полонезе проходила по всем парадным комнатам и возвращалась в бальный зал. После этого старички усаживались за карты, а молодежь продолжала танцевать обычным порядком. В XIX в. вторым после полонеза исполнялся вальс (см.).

   В XIX столетии наибольшей популярностью пользовались полонез М. Огинского "Прощание с родиной", часто исполняемый до сих пор. полонез О. Козловского "Гром победы, разда^' вайся!", а также полонез из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М.И. Глинки и полонез П.И. Чайковского из оперы "Евгений Онегин".

 

  Контрданс

   Бальный танец XVIII и XIX вв. Название происходит от английского country dance - сельский танец. Во Франции этот 'танец называли кадриль, что в переводе означает четыре пары - именно столько танцующих первоначально исполняли его на балах. Оба названия употреблялись в русском бальном обиходе.
   Контрданс имел много разновидностей - экосез, лансье, тампет, матредур и др. В XVIII в. танцующие становились в квадрат - каре, каждая пара лицом к другой (это называлось визапи, т.е. напротив друг друга), вслед за чем выделывались различные фигуры; сходились, кружились на месте, менялись парами, кавалеры менялись дамами и т.д. Фигуры были порой очень сложны: чтобы заучить их, приходилось мелом рисовать на паркете схему движений. Довольно часто в одном и том же зале танцевали одновременно несколько кадрилей одного и того же рисунка. На многих русских придворных и великосветских праздниках такие кадрили исполнялись заранее подготовленными парами из высшей аристократии. Для большего эффекта танцоры каждой кадрили одевались в костюмы одинакового фасона и цвета - скажем, белого с золотом, голубого с золотом, розового с серебром и т.п.

   В XIX в. контрданс танцевали в две линии, но по-прежнему четным количеством пар. Этот сравнительно медленный танец служил хорошей передышкой между быстрыми польками (см.), вальсами (см.) и мазурками (см.), поэтому за время бала танцевалось несколько кадрилей. Распорядители танцев (см.) старались разнообразить их, придумывая все новые и новые фигуры. Движения танца к этому времени настолько упростились, что были вполне доступны даже человеку, почти не учившемуся танцевать. Это вызывало неудовольствие пожилых людей, помнивших грациозные движения старинного контрданса времен их молодости:
"Когда смотришь на нынешнюю французскую кадриль, на это важное шарканье, на значительные шаги, на недвижное туловище танцующих, всегда кажется, что эти люди собрались на службу и толкутся по должности" (Кони Ф.А. История балов и маскарадов. СПб., 1840).

 

  "Данила Купор"

   Танец, популярный в России во второй половине XVIII в. Представлял собой одну из фигур контрданса (см.); танцевался в умеренно-быстром темпе четным количеством пар. Вобрал некоторые черты русских народных танцев. Наиболее яркое описание "Данилы Купора" находим в романе Л.Н. Толстого "Война и мир":

"...заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка... Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела танцевать... Только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало... Граф, все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движениях плеч при округлении рук в поворотах и притоптываниях производила не меньшее впечатление... Пляска оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею Дмитриевной... Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернул свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло взмахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота".

 

Home   Up

 

Hosted by uCoz